Морское и речное сообщение Одесщины в первые годы двадцатого века (окончание)

 (Начало)

Ежедневно, кроме понедельника, в 8 утра из Одессы в “Аккерман” отходил пароход “Тургенев”. В обратный рейс его команда пускалась в 2 часа пополудни.  

На борт парохода поднималось до 300 пассажиров, из которых пятьдесят был постояльцами 1-го и 2-го классов. Остальная публика размещалась в третьем классе, а кто-то - даже на палубе. Последний вариант был особенно неплох в дни зноя, когда жару смягчала лиманская и морская прохлада.

Одесская пристань “Тургенева” находилась на Военном молу, как раз недалеко от конторы внутренних перевозок. Пассажиры собирались с самого утра. Они были с чемоданами и мешками. Здесь были представители одесских благородных семейств, подобных учителю Бачею и его сыновьям (персонажи произведений Валентина Катаева). Компанию последним составляли мелкие торговцы и крестьяне с бессарабскими виноградарями.

Материал по теме: Культурное эхо восстания на Броненосце “Потемкин”

В один из таких рейсов отправился Родион Жуков - матрос восставшего незадолго до этого броненосца “Потемкин”. Так случилось, что он оказался в одной каюте с семьей Бачей, скрываясь от преследования полиции. Ищейкам все-таки удалось его обнаружить… 

Этот короткий сюжет хорошо запомнился читателям катаевских “Волн Черного моря” и зрителям одноименного телевизионного фильма. К сожалению, недостаток средств и конкуренция со стороны иностранных компаний привели к тому, что в 1903 г. ЧДП перешло в государственное управление, сменив название: из него удалили компонент “Черноморское”.

В начале Империалистической войны 1914-1918 гг. пароходство занималось снабжением и перевозкой войск южного фланга фронта императорской армии. Суда были мобилизованы на нужды войны. Уже в первый месяцы войны было отправлено пять караванов в Сербию. Суда экспедиции особого назначения доставили оружие и стройматериалы. Часть судов была переоборудована в морские лазареты. 

Некоторые из пароходов вооружили для участия в конвоировании грузов. Из них создали разведывательные отряды из 2-3 судов. 

В годы войны на Дунае нес свою службу уже упомянутый пароход “Тургенев”. Он доставлял военные грузы в Сербию. К сожалению, в в 1916 г. он был взорван. Однако немного позже австро-венгры смогли поднять судно и дать ему ремонт, так что пароход-”писатель” еще какое-то время ходил по Дунаю. Уже после войны его списали на лом. 

После серии неудач на южном фланге боевых действий против Германии и ее сателлитов, оставления русскими войсками районов Дуная РДП прекратило отправлять свои корабли по этой реке.

Использован материал Интернет-ресурсов

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Попечительские советы - добрая традиция Одессы

Переулок Асташкина: самая короткая дорога Одессы

Улица Асташкина: баня, табачная фабрика и парковки