Морское и речное сообщение Одесщины в первые годы двадцатого века
Одесса начала 1900-х годов была крупным железнодорожным и морским транспортным узлом. А ближе к 1910-м годам даже началось развитие авиации, что сделало наш город колыбель отечественного воздухоплавания.
Несмотря ни на что, преимущество в доставке грузов, перевозке пассажиров, экспортно-импортных операций принадлежало морским и речным сообщением.
Попасть из Аккермана в Одессу, чтобы, к примеру, определить сына в гимназию, можно было двумя путями. Пассажиры садились в экипаж, названный в народе “овидиопольцем”. Был еще один способ добраться до Одессы - по морю. Второй был намного выгоднее: пассажиры дышали морским воздухом, а не глотать пыль дорог, которой было довольно много особенно в жаркую пору года.
Сообщение между Дунаем, Черным и другими морями в те годы обеспечивало Черноморско-Дунайское пароходство (ЧДП). Это было акционерное общество, созданное в Измаиле в 1886 году. Его главной целью было поддержание торговли между государствами дунайского бассейна.
Правление ЧДП работало в доме Ралли на Николаевском бульваре (угол Театрального переулка) Одессы. Служба заграничных линий была расположена на Платоновском молу, а внутренних - на Военном молу.
Материал по теме: Железнодорожные приключения одного императора и его сына
Флотилия ЧДП постоянно увеличивалась и к 1889 году в ее составе было большое количество транспортных единиц, в том числе восемь грузопассажирских судов, которые полностью отвечали требованиям того времени. Все суда ходили поначалу по маршруту Измаил - Килия - Аккерман - Одесса.
В тот же период флотилия пополнилась еще четырьмя пароходами, включая колесный буксир “Граф Игнатьев”. В 1891 году в Ньюкасле (Великобритания) специально по заказу компании были созданы еще 2 парохода “Бессарабец” и “Князь Гагарин”.
К началу 1902 года в составе общества было 12 пароходов общей грузоподъемностью 2087 регистровых тонн (единица объема, равная 100 куб.футам, или 2,83 куб.м). Кроме упомянутого “Князя Гагарина”, наиболее крупными судами были также “Болгария”, “Измаил” и некоторые другие.
На рубеже 1890-1900-х годов ЧДП открыло линию между Одессой и Рени: через Килийский рукав Дуная. Проходя по течению реки, которое принадлежало России, пароходы заходили в порты Вилково, Килии и Измаила. Рейсы по этому маршруту совершал два раза в неделю пароход “Граф Игнатьев”.
Судно было построено на британской верфи “J. Johes & Sons” (Ливерпуль) в 1889 году и могло брать на борт сто восемнадцать пассажиров в каюты первого-третьего классов. Это было колесное судно со стальным корпусом. Помимо грузопассажирских перевозок, судно было приспособлено для буксировочных операций.
Рейс от Рени и обратно длился двое с половиной суток. Для удобства пассажиров на пароходе были оборудованы спальные каюты и ждала отличная кухня.
Еще одна линия связала с Дунаем уже Одессу. Пароходы этого маршрута проходили Сулинский рукав, а потом совершали стоянку в крупных портах дунайских стран: Румынии, Болгарии Сербии. Часть пассажиров отправлялась на курорт “Геркулесбад”, который славился еще у древних римлян прекрасным климатом и целебными купаниями.
Существовал также маршрут, соединивший Одессу с румынскими городами: Сулин, Тульча и Галац. Продолжительность этого рейса составляла пять дней.
Продолжение следует
Коментарі
Дописати коментар