Морское и речное сообщение Одесщины в первые годы двадцатого века

Одесса начала 1900-х годов была крупным железнодорожным и морским транспортным узлом. А ближе к 1910-м годам даже началось развитие авиации, что сделало наш город колыбель отечественного воздухоплавания.



Несмотря ни на что, преимущество в доставке грузов, перевозке пассажиров, экспортно-импортных операций принадлежало морским и речным сообщением. 

Попасть из Аккермана в Одессу, чтобы, к примеру, определить сына в гимназию, можно было двумя путями. Пассажиры садились в экипаж, названный в народе “овидиопольцем”.  Был еще один способ добраться до Одессы - по морю. Второй был намного выгоднее: пассажиры дышали морским воздухом, а не глотать пыль дорог, которой было довольно много особенно в жаркую пору года.

Сообщение между Дунаем, Черным и другими морями в те годы обеспечивало Черноморско-Дунайское пароходство (ЧДП). Это было акционерное общество, созданное в Измаиле в 1886 году. Его главной целью было поддержание торговли между государствами дунайского бассейна. 

Правление ЧДП работало в доме Ралли на Николаевском бульваре (угол Театрального переулка) Одессы. Служба заграничных линий была расположена на Платоновском молу, а внутренних - на Военном молу.

Материал по теме: Железнодорожные приключения одного императора и его сына

Флотилия ЧДП постоянно увеличивалась и к 1889 году в ее составе было большое количество транспортных единиц, в том числе восемь грузопассажирских судов, которые полностью отвечали требованиям того времени. Все суда ходили поначалу по маршруту Измаил - Килия - Аккерман - Одесса. 

В тот же период флотилия пополнилась еще четырьмя пароходами, включая колесный буксир “Граф Игнатьев”. В 1891 году в Ньюкасле (Великобритания) специально по заказу компании были созданы еще 2 парохода “Бессарабец” и “Князь Гагарин”.

К началу 1902 года в составе общества было 12 пароходов общей грузоподъемностью 2087 регистровых тонн (единица объема, равная 100 куб.футам, или 2,83 куб.м). Кроме упомянутого “Князя Гагарина”, наиболее крупными судами были также “Болгария”, “Измаил” и некоторые другие.

На рубеже 1890-1900-х годов ЧДП открыло линию между Одессой и Рени: через Килийский рукав Дуная. Проходя по течению реки, которое принадлежало России, пароходы заходили в порты Вилково, Килии и Измаила. Рейсы по этому маршруту совершал два раза в неделю пароход “Граф Игнатьев”.

Судно было построено на британской верфи “J. Johes & Sons” (Ливерпуль) в 1889 году и могло брать на борт сто восемнадцать пассажиров в каюты первого-третьего классов. Это было колесное судно со стальным корпусом. Помимо грузопассажирских перевозок, судно было приспособлено для буксировочных операций.

Рейс от Рени и обратно длился двое с половиной суток. Для удобства пассажиров на пароходе были оборудованы спальные каюты и ждала отличная кухня.

Еще одна линия связала с Дунаем уже Одессу. Пароходы этого маршрута проходили Сулинский рукав, а потом совершали стоянку в крупных портах дунайских стран: Румынии, Болгарии Сербии. Часть пассажиров отправлялась на курорт “Геркулесбад”, который славился еще у древних римлян прекрасным климатом и целебными купаниями.  

Существовал также маршрут, соединивший Одессу с румынскими городами: Сулин, Тульча и Галац. Продолжительность этого рейса составляла пять дней.

Продолжение следует


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Попечительские советы - добрая традиция Одессы

Переулок Асташкина: самая короткая дорога Одессы

Улица Асташкина: баня, табачная фабрика и парковки