Культурное эхо восстания на Броненосце “Потемкин”

Как известно, в июне 1905 года на Черноморском флоте вспыхнуло вооруженное восстание, поднятое матросами броненосца "Потемкин". Поводом к заговору послужила попытка командования боевого корабля учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров. Часть офицерского состава, включая командира корабля, были убиты. Остальных же офицеров арестовали. В самом начале восстания был смертельно ранен один из его руководителей Григорий Вакуленчук.

Дальнейшие события довольно подробно описаны в литературных произведениях, публицистике, научных исследованиях. Здесь же будет сделана остановка на том, июньские события 1905 года повлияли на создание произведений искусства и культуры Европы.

Самым известным и узнаваемым на протяжении десятилетий является, безусловно, кинофильм «Броненосец “Потемкин”», который вышел на экраны 5 декабря 1925 года под музыкальное сопровождение Эдмунда Майзеля. Музыку к фильму композитор написал к европейской премьере фильма. Музыка, написанная австрийским композитором, была насыщена симфоническим развитием с использованием разнообразных шумов. Все это создало ритмическое единство и обогатило звуковую ткань немой киноленты.

Первое культурное воплощение известных политических событий покорило сердца миллионов людей во всем мире. В 1926 году фильм Сергея Эйзенштейна был признан лучшим по версии Американской Киноакадемии и завоевал приз на Всемирной выставке в Париже; в 1978 году стал первым среди ста лучших фильмов всех времен по опросу киноведов мира (1978).

По мнению тех, кто смотрел фильм, одним из самых ярких персонажей стала молодая женщина, толкающая впереди себя по Потемкинской лестнице коляску. Эту роль исполнила Беатриса Витольди, итальянка по происхождению. В начале 1920-х годов, живя в Петербурге, где работал ее отец, она познакомилась с Сергеем Эйзенштейном, который пригласил ее в свой фильм.

О самом фильме, как и восстании, можно много рассказывать, однако, остановимся на любопытном эпизоде из жизни одного голландского пенсионера. Это был житель Антверпена Кульд Хрэн, для которого фильм стал неотъемлемой частью жизни. Пожилой господин признавался своим знакомым, что просмотрел любимый фильм девятьсот пять раз и специально ездил по всем фестивалям, где киноленту демонстрировали. В качестве доказательства голландец показывал ровно 905 (по последним цифрам года восстания) билетов, аккуратно вклеенных в специальный альбом. девятьсот пять билетов Надо сказать, что на долгие годы «Броненосец “Потемкин”» стал визитной карточкой нашего города. В мире Одессу отождествляли с оперным театром, особым акцентом и броненосцем.

Виталий Орлов

Продолжение следует

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

"Ремесла" дома на углу улиц Тираспольской и Кузнечной