Стефан Джевецкий и его подводный флот (окончание)
(Окончание. Начало)
В середине 1910-х годах разразилась война между Российской и Османской империями. В тот период Джевецкий определяется рядовым Черноморского флота. Он принимает участие в провальном морском бою. Джевецкий знал историю борьбы турков с запорожскими казаками; знал, что последние известны своими военными хитростями. В 1590 году казаки готовили новое нападение, использовали свои лодки-чайки погружавшиеся в воду и внезапно появлявшиеся. Эффект неожиданности привел турок в оцепенение, судьба боя была решена.
На фото Стефан Джевецкий (сайт odessa-memory.info)
Джевецкий понимал, что несколько таких лодок способны решить судьбу боя. В Одессе он собрал первую субмарину, которую приводили в движение обычные педали. Они, в свою очередь, вращали винт.
Уже в августе 1878 г. жители города стали свидетелями первого удачного испытания этого изобретения. Увидев успешные результаты, управление военным департаментом приняло решение показать изобретение Джевецкого царю Александру III. Следующие испытания прошли уже недалеко от столицы - на озере Гатчина. Они снова оказались успешными. Правительство постановило построить пятьдесят лодок по проекту инженера Джевецкого.
В 1908 году он конструирует самую большую лодку, приводимую в движение электричеством, а на поверхности - двигателем сгорания.
Занимаясь практикой создания подводного судна, Джевецкий уделял внимание теоретическим разработкам. Например, одной из тем, которые очень его интересовали, были вопросы устройства и работы корабельного винта. По этой теме он написал многочисленные статьи.
В период 1890-х он разрабатывает проект подлодки водоизмещением в 120 тонн, с паровой машиной и экипажем в 12 человек.
В течение следующих 30 лет он создаст 11 подводных лодок, разработает подводные минные и торпедные аппараты, которые применят в Первой мировой войне.
Виталий Орлов
Коментарі
Дописати коментар