Забытые имена Одессы: инженер Военно-морского флота Евгений Колбасьев

Чуть более 160 лет назад в Одессе, славной своими морскими традициями, историей и обычаями, родился Евгений Викторович Колбасьев. Забытый сегодня, в годы своей жизни этот человек был в свое время очень популярным изобретателем. Его талант был в почете и служил делу защиты Родины.

Будущий морской инженер и изобретатель новейших технологий его времени родился во многодетной дворянской семье Таврической губернии. 

Таврия, Таврида… Эти понятия всегда располагали к тому, что люди, рожденные на этих богатых во всех смыслах землях, должны жить морской жизнью или хотя бы служить морю. Именно такая истина применима к жизни морского инженера-изобретателя Евгения Викторовича Колбасьева. Судьба распорядилась так, что он родился на берегах Черного моря, в Одессе. Злой рок рассудил так, что он погиб опять-таки на берегах того же моря в 1918 году, во время бандитского налета. А между этими точками во времени была Жизнь, наполненная великими достижениями.   

В 1883 году Евгений стал мичманом флота и в этом чине отправился сначала курсантом, а затем преподавателем Водолазной школы в Кронштадте. Он оказался в рядах первых специалистов этого учебного заведения. Как и его коллеги, Евгений Викторович готовил рядовых водолазов для основательной работы под водой; водолазных старшин и инструкторов - для руководства серьезными работами. К его заданиям относилось также изучение усовершенствований водолазного дела как в России, так и за границей.

Мичман Е.В. Колбасьев оказался талантливым изобретателем водолазного снаряжения. В августе 1889 г. специальная комиссия, состоящей из преподавателей Водолазной школы рассмотрела его пояснительную записку, касающуюся телефона и электрического фонаря, которые он предлагал использовать при спуске водолазов. Члены комиссии высоко оценили оба изобретения, посчитав их лучше тех систем, которые предлагались до этого. Комиссию подкупил компактность, простота, сила, с которой передавался разговор с водолазом и, главное, относительно малые затраты на производство. Комиссия решила выступить с ходатайством о массовом производстве аппаратов, предложенных мичманом Колбасьевым. 

Морской инженер Колбасьев стал автором нескольких проектов подлодок, включая диверсионное судно «Матрос Петр Кошка», созданной в 1901 году. Он же создал секционный метод строительства подводных бортов, которые собирались за 6 часов. В разобранном виде такие корабли помещались в обычном железнодорожном вагоне, т.е. их можно было транспортировать в любые моря и океаны. Одним из его проектов предусматривалась установка на подлодках торпедных аппаратов его собственной системы для ведения залпового огня.

К июню 1902 года лодка была почти готова, предстояло лишь сделать некоторые изменения и дополнения в деталях сооружения. В ноябре того же года правительство выдало лейтенанту Колбасьеву 50 тыс.руб. для завершения работ. До того момент сооружение лодки шло на средства самого инженера Колбасьева.

В дальнейшем лодку доставили по железной дороге в Севастополь. Испытания “Петра Кошки” оказались неудачными, и в конечном счете передовой проект Колбасьева так и не был доработан и завершен. Подлодку оставили в Севастопольской бухте, ее создатель вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга и занялся вполне мирной работой - разведением устриц.

С началом Первой мировой войны к отставному капитану 1-го ранга обратились снова.

Его командировали на Балтийском флоте в качестве изобретателя и конструктора эффективного прибора для «переделки мин заграждения по типу дрейфующих». Он был прикомандирован к Главному управлению кораблестроения и подчинен непосредственно начальнику мин и траления. В ноябре 1917 года он снова вышел в отставку, на этот раз - окончательно. 

Жизнь талантливого инженера трагически оборвалась в Крыму, куда он переехал, выйдя на пенсию. Он был убит налетчиками.


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)