Никодим Кондаков: кавалер орден Почетного легиона и профессор Новороссийского университета

Этого ученого, археолога, специалиста по истории и культуре Византии, сложно ассоциировать с какой-то отдельной страной. Он жил, проводил свои исследования и писал труды в Македонии, во Франции, в Палестине и, конечно же, в Одессе, в которой прошли отдельные периоды его научной жизни.

Во многом благодаря ему молодежь города приобщалась к изучению основ отечественной духовной и материальной культуры. Специальные предметы были в Одесской рисовальной школе, которой он заведовал в 1880-е годы. В тот же период Никодим Павлович работал доцентом (с 1877 года - профессором) кафедры истории искусств Императорского университета нашего города.

В 1870-е годы ученый устанавливает контакты со своими коллегами в Италии и Франции. Это ему позволило часто бывать на Западе и отстаивать отечественную точку зрения в вопросе исследования Византии. Постепенно Кондаков погружается в изучение христианской археологии.

После Октябрьской революции 1917 года Кондаков на некоторое время снова оказался в Одессе. Здесь в апреле 1919 года он начал диктовать свои дневники, которые признаны важным источником для понимания личности ученого и гуманиста.

Например, описывая свое первое большое путешествие в Германию и Швейцарию, которое состоялось в 1865 году, Кондаков показывает почти идеальный мир, спокойный, и в котором есть все необходимое для потребления.

На момент, когда ученый диктует свои дневники, положение и Германии, и Швейцарии уже не то; красота и спокойствие в значительной степени исчезли.

Исследователи жизни и творчества Кондакова обращают внимание на его статьи, опубликованные в одесской газете “Южное слово”, где он даже работал редактором до момента своей эмиграции в феврале 1922 года.

На рубеже 1920-х годов Кондаков предстает как публицист, политический аналитик.  Описывая политическую ситуацию в Европе, он останавливается на Франции, которая, как он считает, становится социальным (но не коммунистическим) государством. Там царит порядок, отвечающий “задушевному” желанию самих рабочих.

С другой стороны, он обращает внимание на то, что в Европе зреет заговор. По его мнению, эпицентр этого заговора - Германия, проигравшая в Первой мировой войне. 

В 1922 году, подобно большому количеству ученых, философов, общественных деятелей, эмигрировал. Но, в отличие от многих, он смог это сделать без особых трудностей, так как являлся кавалером ордена Почетного легиона. Это давало ему неформальное покровительство Франции.

Уже находясь в Болгарии и Чехословакии, он никогда не просил политического или иного убежища. Известность и наличие ордена открывали перед ним двери многих храмов науки. Он даже смог наладить свое финансовое положение, расстроенное из-за отъезда из России. В Софии, а потом в Праге сразу он получил университетское жалованье. Президент Чехословакии даже выделил ученому 30 тыс. крон для публикации его трудов.

Этот ученый был один из тех, кто создавал основы науки на европейском уровне. Его имя значилось в списках профессор учебных заведений, членов разных научных обществ.

Дневники Кондакова хранятся в архивах Праги дневники (1917-1925). Значительная их часть была опубликована нашей современницей, искусствоведом Ириной Кызласовой.

Виталий Орлов


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)