Имена Рюриковичей на карте Одессы: Лев Николаевич Толстой (фрагмент второй)

Прежде, чем продолжить рассказ об улице Льва Толстого, хочу снова упомянуть о происхождении великого писателя. На этот раз вступает в игру генетическая лини отца Льва Николаевича, мать которого, Пелагея Николаевна (1762 – 1838) происходила из древнего рода князей Горчаковых. (Кстати, наш писатель приходился четвероюродным дядей государственному деятелю Петру Аркадьевичу Столыпину).

Говоря о Пелагее Николаевне, бабушке Льва Толстого, надо сказать, что она была дочерью Николая Ивановича Горчакова, армейского секунд-майора. Заглянем глубже в генеалогию графа Льва Николаевича и увидим, что в числе его предков есть представительница рода дворян Морткиных, которые берут начало от князей Бельских – также Рюриковичей.

* * *

(Продолжение. Начало)

В магазине дома № 32 работали строгие продавщицы, которые, казалось, трудились здесь вечно, или даже «родились» вместе с этим магазином. В магазине было два отдела: исключительно хлебобулочный и отдел масляно-конфетно-пряничный. 


Во втором, к слову, торговали и халвой, и сахаром. Свежесть хлеба покупатель проверял при помощи гигантской двузубой вилки, а на лицевой части полок красовалась надпись о том, что запрещается трогать хлеб руками. Магазин был снабжен механическими кассовыми аппаратами, кнопки которых походили на клавиши пишущих машинок. Чек, получаемый в результате подсчета стоимости покупки, был сероватого цвета из достаточно плотной бумаги. На нем красовались фиолетово-синие цифры, указывающие на цены: например, бублик – 5 копеек, булочка  3 копейки, половинка темного «кирпичика» – 7 копеек.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Такие цифры не только фигурировали на чеках хлебных магазинов. Ими было удобно пользоваться при обучении детей математике. Сейчас копейки все чаще перерастают в гривны, а в учебниках младших классов встречаются примеры и задачи, где речь идет о налогах, но никто не понимает, откуда те берутся.

На улице Толстого находился еще один хлебный магазин (на углу с улицей Франца Меринга, пардон, - Нежинской). Сегодня нет обоих хлебных магазинов. Первый стал магазином «Все от трех», где можно купить разные товары, но только не хлеб. Второй превратился в аптеку. Время берет свое : есть люди стали меньше, поэтому и болеть стали, к сожалению, чаще, а на лекарства приходится порой тратить больше денег, чем на еду.

Но, следуя закону, ничто бесследно не исчезает. Так и в нашем случае. Недалеко от угла площади и улицы имени графа Льва Николаевича не так давно находился магазин-пекарня, место которого позже занял типографский центр.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Заканчивая «хлебную тему» не могу не вспомнить, что был на улице Толстого, 18 Одесский Трест хлебопродуктов, последним руководителем которого был Владислав Казимирович Бутз. С распадом СССР лопнул и трест, правда, не в смысле банкротства, а просто перестал существовать, так как количество предприятий, выпекающих хлеб, тоже сократилось. Так вот, начальник треста, располагавшегося углу улиц Толстого и Островидова (сегодня - Новосельского) был очень душевным человеком, который заботился о людях до последних дней их жизни. Примеров, подобных ему, одесская история с тех пор не знает…

Вместо одного треста хлебопродуктов со временем возникли другие субъекты, среди которых есть и продуктовый магазин, и представительство Сирийской Республики.

Окончание следует


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

"Ремесла" дома на углу улиц Тираспольской и Кузнечной