"Тройка" пошла на Пересыпь...

Кто не жил в Одессе, этой короткой фразы может не понять. Пересыть-то во всем мире известна, а что за "тройка"-то такая. Неужели в наши время вернулись тройки, брички, ямщики и биндюжники? Нет, они остались частью нашего города, его богатой истории.



Написать этот небольшой материал меня побудили комментарии под одной фотографией, которая появилась в сети Facebook. На фото изображен трамвай маршрута № 3 ("тройка"), который производила для Одессы Чехословакия. На заднем плане - угол дома, образованный переулком Ляпунова и улицей Короленко (в наши дни - Софиевская). Трамвай, как показано на фото, направляется к своей конечной остановке - Херсонский сквер. Тот, в свою очередь, был одной из оконечностей района Пересыпь.

Фото, которое меня ввернуло в далекое детство, собрало много комментариев людей, которые вспомнили свои детские и юношеские годы.

Наш дом был уникальный, имел две таблички Ляпунова 10 и Ольгиевская 7, - вспоминает Цуканов Валерий. - Потом какая-то зараза одну сняла: кому мешала. Плюс «дорога в никуда», так что были свои достопримечательности. И да, кучу сцен из «Ликвидации» там снимали, колоритное место было".

Cвоими воспоминаниями делится одессит Иосиф Брухис: Когда-то, до его перестройки (дома - В. О.) при капремонте, этот дом, номер 10 по Софиевскому (Ляпунова) переулку был проходным на улицу Ольгиевскую! А по Ольгиевской (Академика Павлова) он был под номером 7. <Раньше дом> был воинской частью! Тогда двор и ворота, как сейчас, выходили в переулок, а казарма выходила на Ольгиевскую. Раньше был там, в этом доме, только номер 10. А потом к нему добавили табличку с номером 7 (для Ольгиевской). А потом кто-то снял номер 10, который там всегда был и получилась бессмысленность!    

Многие одесситы старшего и моего поколений помнят рельсы, заходящие неглубоко в переулок. Особенность этого небольшого полотна было то, что трамваи могли разворачиваться, не доезжая до Пересыпских мостов. Это было очень удобно, если, скажем, внизу были ремонтные работы или, сам трамвай нуждался в ремонте и отправке в депо.

Этот факт находит отражение в воспоминаниях уже упомянутого И. Брухиса:

"Я в этом переулке прожил 40 лет. И сам много раз пользовался трамваем, заходившем в переулок! Заходил в переулок трамвай, идущий в сторону моста, ЗАДОМ, а выходил он из переулка в сторону города ПЕРЕДОМ! Поэтому были раньше еще рельсы для ВЫХОДА трамвая из переулка в сторону города!

Это, в основном, происходило, когда случалось какое-то ЧП на этой линии где-то в городе. И тогда надолго останавливалось движение трамваев в сторону моста! И, когда начиналось движение трамваев в сторону моста, то они шли один за другим!

И чтобы люди долго не ждали трамвая на остановке в сторону города, заворачивали трамвай идущий к мосту в переулок и потом он шёл в город!

Я рад был, когда в переулке был трамвай, что я могу сесть в него, не доходя до остановки на Короленко. И он при этом еще и пустой был!"

Благодаря фотографии, мы узнаем некоторые подробности жизни тихого переулка. Разговор на эту тему начинает Л. Чебан, которая когда-то училась в нашем Медине, а ныне проживает в городе Кропивницкий (Кировоград).

"В 1970 році перед вступними я місяць жила за адресою провулок Ляпунових, 8, господарі були милі, чудові люди, які за короткий час дали мені путівку в життя, пам'ятатиму сім'ю Волик-Рожковских завжди з теплом!!!"

На балконі я вчилася, готувалась до вступних, а навпроти були ворота якоїсь фабрики. А ще була бабуся Ірина Василівна, вона ще потрішки шила сукні знайомим, менший брат, здається Юра, шикарний кіт, який кусав сусідку за нерадивість і вона в квартиру не заходила, а психотерапією Гриша займався ще студентом, все пропадав на кафедрі психіатрії, коли я в них жила, то його мама Валентина Яківна опікала мене, водила мене в кінотеатр, в татр оперний, в Зелений театр на концерт гіпнотизера Смертіна, вдома Гриша демонстрував моїй мамі, як проколювати щоку голкою без крові, а вона чуть свідомість не втратила, коли я стала студенткою наші шляхи розійшлися, але цих добрих, культурних, інтелігентних людей я ніколи не забувала, вони справжні одесити".

Есть к фотографии другие комментарии, общая суть которых - сожаление о рельсах, которые постепенно демонтировали; о будочке, в которой, вероятно находился стрелочник или какой-то еще работник Горэлектротранса...

Несомненно одно: и фото, и мысли, которыми его сопровождают одесситы разных поколений, наполнены любовью к городу который пережил много бед, переживает их сегодня, но, обязательно все это преодолеет! Ведь это - ОДЕССА. А, как известно, "Одесса Одессой остается".

Виталий Орлов (просто одессит)   





Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)