Нина Гордиенко: какой мы ее знали...

Эту женщину невысокого роста, но всегда с неизменной улыбкой на лице, в Одессе знали многие. Она стала свидетелем многих событий, которые сотрясали нашу город, нашу страну... 

На протяжении десятков лет Нина Яковлевна проводила уроки мужества, рассказывая о своей судьбе, о гибели двух старших братьев - Алешеньки и Яшеньки. Именно так их она всегда называла. Особо ее уважали и ценили в школе № 90, в которой она училась после войны.


В 1941 году, когда в город вошли оккупанты, братья 12-летней Нины стали партизанами отряда Молодцова-Бадаева. Воевать с врагом хотела совсем молодая Нина, но ей было отказано в просьбе - слишком была мала для такой опасной работы. Но нашлись поручения и для нее. Ей давали простые задания, выполнение которых, однако, помогало бороться с врагом. 

До войны Нина, ее родители и братья жили на первом этаже дома по Нежинской, 75. На третьем этаже дома еще до оставления Одессы была оборудована явочная квартира, в которой уже в дни оккупации встречался со связными Владимир Молодцов-Бадаев, руководитель одесского подполья. Вся собранная информация передавалась по радио в центр, благодаря чему за первые месяцы оккупации противник понес весомые потери

Многие годы спустя, Нина Яковлевна рассказывала ученикам школы № 90, с которыми встречалась, что на третий этаж девочку не пускали. Видимо, там решалось что-то такое, что было, как говорится, не для детских ушей. Однажды такие меры безопасности спасли Нине жизнь. 

Было это в феврале 1942 года. В дом № 75 пришли сотрудники румынской контрразведки. В тот момент у Молодцова-Бадаева была встреча с Яковом и Алексеем Гордиенко. Все присутствующие были арестованы. Уже много лет спустя удалось узнать, что причиной ареста стало предательство провокатора, который был в рядах бойцов партизанского фронта.

Братьев Нины бросили в застенки, которые находились на Еврейской, 13. Об это узнала Нина. Каждый день она прибегала на угол улиц Пушкинской и Еврейской, откуда было видно, как их ведут на допрос через дорогу, в здание, где сегодня расположено Главное управления Внутренних дел. Так она могла убедиться, что братья живы. 

Как-то в конце февраля 1942-го девочка увидела, что Яшу вели на допрос одного. 

- Алексея увезли в Югославию, - сказал ей кто-то, зная хорошо причину ее прихода в уже привычное место.

До самого лета 1942 года Нина продолжала прибегать на знакомый угол, но однажды она не увидела и Яшу...

Продолжение следует 

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

"Ремесла" дома на углу улиц Тираспольской и Кузнечной