Одесситы на Параде Победы 1945 года (продолжение)
В рядах воинов 1-го Белорусского фронта на главном параде двадцатого века прошел торжественным маршем гвардии старший сержант Александр Шулайкин. Он участвовал в войне с фашистами с мая 1942 года, пройдя путь от Сталинграда до Берлина. Начиная с должности наводчика, он стал командиром орудия в знаменитой 8-й гвардейской армии генерала В.И.Чуйкова.
В апреле 1944 года Александр Михайлович был среди особо отличившихся участников Одесской наступательной операции. Так, 3 апреля в боях за опорный пункт противника у села Александровка Березовского района Одесской области Украины его расчет уничтожил три огневые точки, автомашину и свыше десяти пехотинцев. 6 апреля 1944 года у села Бурдовка, в районе Хаджибейского лимана, точный огонь его орудия рассеял вражеский обоз. За день до освобождения нашего города, 9 апреля 1944 года, около села Долгинькое, в 32 километрах от Одессы, работая с соседними расчетами, он вывел из строя свыше взвода живой силы противника. И уже 10 апреля 1944 года у села Дальник Овидиопольского района Одесской области Украины подавил минометы противника на огневые позиции.
Мужество и находчивость А.М. Шулайкина при освобождении Одессы были отмечены орденом Славы 3-й степени (№ 44799).
В дальнейшем уроженец Поволжья, участник освобождения Одессы и штурма Берлина, стал полным кавалером ордена Славы, а 24 июня 1945 года прошел по Красной площади в парадном строю победителей, вернувшись после войны к мирному труду.
В стройных рядах сводного полка Московского гарнизона шагал полковник Григорий Иванович Пэнэжко, начавший свой путь к Победе в Одессе.
С 1938 года Григорий Пэнэжко работал военным представителем на заводе имени Январского восстания - знаменитой "Январке". 22 июня 1941 года во время перегона из Мариуполя в Перемышль плавающих танков Т-37 на колонну напали немецкие бомбардировщики. Несмотря на это, Григорий Пэнэжко смог сохранить машины и доставить их по месту назначения.
Из танков срочно сформировали разведроту, а Пэнэжко стал ее командиром. Две недели танкисты удерживали позиции в районе Дубно. Когда закончились боеприпасы и топливо, танки были взорваны танки, а личный состав стал прорываться к основным силам.
В те же дни Григорий Иванович принял необычное решение, совершенно не связанное с тем, что предстояло ему и миллионам советских людей в дальнейшем. Он решил не бриться до полной победы над немцами.
После выхода из окружения специалист вернулся в Одессу, на ставший для него родным завод имени Январского восстания. Мощности и ведущие специалисты стратегического предприятия были к тому моменту эвакуированы, а тем, кто остался, надо было организовать базы для ремонта танков. В короткий срок Григорий Пэнэжко собрал из оставшихся работников ремонтные бригады, которые приступили к реанимации списанного, не имевшего, казалось, никакой ценности боевого имущества.
Виталий Орлов
Продолжение следует
Коментарі
Дописати коментар