Одесские Шмидты: что нам о них известно? (фрагмент последний)

(Окончание. Начало)

Архитектор Валериан Иванович

Валериан Иванович Шмидт не занимался военным делом, скорее, наоборот. Он был инженером-строителем, членом Императорского технического общества с 1894 года.

В Одессе имя Валериана Шмидта не так известно, как имена его коллег Боффо, Ландесмана или Гонсиоровского, тем не менее, есть два объекта, которые позволяют выдвинуть этого архитектора в первый ряд наших градостроителей. Речь идет о доме Руссова, о котором подробно рассказано в материале «Дом Руссова: вчера, сегодня и, будем надеяться, завтра». К этому можно лишь добавить, что тонкий ценитель искусства Александр Петрович Руссов не ошибся в выборе архитектора, который сделал дом предметом всеобщего обозрения на десятки лет и одним из символов Одессы.

Еще один дом работы Шмидта-архитектора – трехэтажный дом с подвалом, построенный в 1899 году для испанско-подданного Джемса (Хайме) Санца (Санза), о чем свидетельствует буква «S» под куполом строения.

Современники дали зданию прозвище «Чудной дом», поскольку он отличался экстравагантным внешним видом.

Дом, расположенный по улице Преображенской, 11 на углу с улицей Елисаветинской, привлекает не только своей изысканной архитектурой, но и его жителями ,среди которых мы находим имя польского композитора Эмиля Млинарского и академика-электрохимика, Героя Социалистического Труда А.Н. Фрумкина, одного из создателей научного общества «Одессика» Й.Л. Далиса и академика и специалиста в области литературы А.И. Кирпичникова.

В 1902-1903 годах участок с домом перешел в собственность Российского общества застрахования капиталов и доходов.

В начале 1910-х годов здесь размещались меблированные комнаты Н.А. Сиземской, а также фотоателье З. Юхнова.

Талант архитектора, изящность здания и личности, которые в нем проживали, стали составляющими признания его памятником архитектуры и градостроительства местного значения под названием "Здание 1-го Российского страхового общества".

Когда В.И. Шмидт умер, то его коллеги по техническому обществу почтили его память вставанием, о чем сообщил 12 января 1908 года «Одесский листок» Василия Навроцкого.

Такими они были – очень и не очень известные носители фамилии Шмидт, оставившие свой след в Одессе. За пределами этого повествования остались другие личности, о которых мы еще вспомним. 

Виталий Орлов (по материалам из открытых источников)


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)