Возвращаясь на выставку в честь Восьмого марта... (Мгновение третье)

(Окончание. Начало)

Две одесские музы: Соня Делоне и Вера Холодная 

Художник и дизайнер, представитель направления арт-деко, автор произведений живописи, которые входят в коллекцию ведущих музеев мира. Это - черты творческого портрета Сони Делоне (Сары Элиевны Штерн), родившейся в Одессе в 1885 году, а творившей во Франции, которая возвела художницу в офицеры ордена Почетного легиона.

Мастер кукол Юлия Филиппова представила свою героиню в длинном платье из ткани с изображением разноцветных неправильных геометрических фигур в стиле кубизма. Художница как бы за чем-то наблюдает, оценивая, как можно изобразить увиденное на холсте.

Рядом с куклой Сони Делоне приютилась фигурка звезды немого кино Вера Холодная, выполненная винничанкой Еленой Роджерс. Актриса изображена в наряде исключительно черного цвета. Надо полагать, что автор куклы знакома с биографией актрисы, которая в расцвете лет умерла от “испанского гриппа”.

На лицо Веры наложен густой грим, на глаза - черная тушь, как будто она приготовилась к исполнению, например, драматической роли графини Руцкой в картине “Истерзанные души”.

Молодая женщина с улыбкой на лице, в морском двубортном бушлате. Так представила первую женщину-капитана Черноморского флота Берту Раппопорт одесситка Татьяна Лесник. Даже несколько тщательно подобранных строк биографии отважной Берты Яковлевны говорят о том, что ей довелось пережить: помощь республиканцам Испании, фашистский концлагерь, участие в обороне Одессы, во время которой на судне “Молдавия” она эвакуировала из Одессы население.

По выражению лица куклы трудно себе представить пережитое прототипом. С другой стороны, можно предположить, что автор куклы хотела подчеркнуть, что одесситы не падают духом в дни тяжелых испытаний и радуются, когда в дом приходит счастье. 

Подводя итог наблюдениям, хочется отдельно отметить хорошо продуманную концепцию выставки, мимо которой покупатели “Антошки” никак не смогут пройти, имея возможность пополнить свой энциклопедический запас, узнав, например, что в 1962 году на Нобелевскую премию номинировалась одесситка Анна Ахматова, а Мария Заньковецкая, чье имя носит одна из улиц одесского района Молдаванка, - выдающаяся звезда украинской сцены.   

Можно еще много добрых слов сказать в адрес устроителей и авторов выставки, но пока ограничимся ее одесским сегментом, который еще раз подчеркивает, что Одесса всегда была и остается городом, который дает миру таланты и дает приют тем, кто способен удивлять, творить приносить эстетическое наслаждение.

Автор текста и фото: Виталий Орлов


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)