Вадим Лазурский: воин, мультипликатор и ... автор шрифта
В 1934 году зрители страны увидели музыкально-комедийную премьеру. Это был фильм Григория Александрова “Веселые ребята” с музыкой Исаака Дунаевского. В одной из главных ролей снялся одессит Леонид Утесов. В создании кинокомедии приняли участия мастера, родившиеся в Одессе или связанные с ней своей жизнью.
Дом, в котором В. Лазурский провел свое детство
Успех “Веселых ребят” был триумфальным, они попали в программу Второго венецианского кинофестиваля, хотя сменив название - “Все смеются”. В том же году его увидели миллионы зрителей США.
Ближе к концу фильма, наполненного жизненной динамикой, юмором, а иногда и сарказмом, перед зрителями появляются нарисованные персонажи - молодой Месяц и полная Луна. Так создатели фильма обозначили смену времени суток, а с ней - времен года, месяцев, лет…
“Черная стрелка проходит циферблат. Быстро, как белка, колесики спешат…», - поет Леонид Утесов. Мультэпизод длится всего 90 секунд (из 89 минут фильма) и, конечно же, не дает времени задуматься над тем, кто и как создавал этот фрагмент. Главным здесь было: развлечь зрителя и заставить задуматься, насколько быстро летит время. И уж почти наверняка никто и задумывался, кто создавал эти полторы минуты мультфильма в пору, когда еще не было ни компьютеров, ни специальных программ к ним. Автором анимационного фрагмента был потомственный одессит – Вадим Лазурский.
Художник-мультипликатор вырос в семье коллежского асессора Владимира Федоровича Лазурского, приват-доцента местного университета. Там же он занимал должность секретаря библиотечного общества. На кафедре западноевропейской литературы ученый разрабатывал вопросы моральных взглядов журналистов и их влияние на европейскую журналистику восемнадцатого века. Он также преподавал в Институте им. императора Николая I и Высших женских курсах.
До 1920 года Лазурский-старший преподавал историю литературы Средних веков, Ренессанса, неоклассицизма и 18-го века. Особенно он интересовался творчеством Шекспира, Шиллера, Байрона.
Автор анимационного фрагмента знаменитых “Веселых ребят” появился на свет в 1909 году. Детство юного одессита прошло на улице Ольгиевской и совпало бурными годы революции, Гражданской войны и, наконец, восстановления мирной жизни.
В эти годы Вадим поступил сначала в реальное училище В. Жуковского родном городе, после чего был зачислен в профессионально-техническую школу "Металл-V" (1922). Она работала там, где раньше находилось Реальное училище при лютеранской церкви.
Традиционно такие школы готовили молодых людей к поступлению в Одесский политехнический институт. Многие выпускники, как, например, знаменитый Сергей Королев, так и сделали. Однако Вадим Лазурский подал документы в Одесский художественный институт, в котором учился с 1925 по 1930 годы в мастерской выдающегося мастера П. Волокидина. Став дипломированным специалистом, Вадим Владимирович стал художником рисованных фильмов на фабрике “Межрабпомфильм”. Этим периодом деятельности нашего земляка датируется работа над мультипликационным эпизодом фильма “Веселые ребята”.
В 1935-1941 годах молодой художник работал в мастерской Всесоюзной торговой палаты, занимаясь оформлением советских выставок, которые проводились за границей.
Талант Лазурского был замечен самыми центральными книжными издательствами того времени: “Искусство”, “Гослитиздат”, “Детгиз”, а также ряд других.
В июне 1941 года грянула война, в которой с апреля 1943 года участвовал и Лазурский, весьма далекий от военной службы. В 1943 году она был командиром взвода 5-го укрепленного района. Однако, как известно, война строится не только на мощи орудий, танков и самолетов. Одним из ее инструментов является получение нужной информации из стана врага, для чего нужны переводчики. Одних из таких специалистов, которые организовывают взаимодействие языков, стал Вадим Лазурский. На заключительной этапе войны с фашистами его знания в области немецкого языка помогли при планировании серии наступательных операций на территории Белоруссии и Восточной Пруссии.
После войны наш художник продолжил заниматься своей основной работой, а также разработкой шрифтов, предназначенных для набора художественной литературы и изданий по искусству. Этот набор специфических буквенных символом получил название “Гарнитура Лазурского”. В 1959 году шрифт мастера был удостоен Золотой медали в Лейпциге. Еще одной награды такого же достоинства художник-оформитель был удостоен по итогам конкурса IBA-59 - за лучшее типографское оформление стихотворения национального поэта.
Коментарі
Дописати коментар