Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка
Начну, пожалуй, с вопроса. Перекресток этих улиц по утрам будят своим стуком по рельсам трамвай и размеренным звучанием – троллейбус. Конечно, вариантов может быть много…
Чтобы помочь любопытному читателю, скажу: в одном квартале от указанного
пересечения двух дорог находятся библиотека, два колледжа, бизнес-центр. Подсказка
третья: на одном из углов, образованных улицами, расположен небольшой
супермаркет.
И, наконец, на трех зданиях из четырех установлены мемориальные доски в память о тех людях, которые в этом месте или жили, или учились.
Об этом уголке Одессы и территориях, которые к нему прилегают, можно говорить и писать очень много, но, как говорится, кого-то там чем-то там не кормят.
В 1861 году по адресу: Тираспольская, 7 (угол нечетной стороны улицы Ямской, сегодня - Новосельского) переехала Вторая мужская гимназия. Помещения гимназии была съемными, поскольку принадлежали титулярному советнику Григорию Новицкому. Обучение по гимназической программе дополняли занятия, которые проводились в 2-классной воскресной школе, в которой по состоянию на начало 1862 года обучалось 15 девочек и 40 мальчиков в возрасте от семи до пятнадцати лет.
Помимо детей школу посещали и взрослые, в основном малограмотные мещане. Некоторое время учебное заведение работало на противоположном углу по адресу: Ямская, 94.
До 1887 года для гимназии были поочередно арендованы сравнительно небольшие помещения. Очевидно, чиновники присматривались, насколько эффективно работает учебное заведение. Потом Вторая гимназии переехала в дом № 26 по ул. Старопортофранковской, 26 – собственное здание, построенное за средства городской казны. В 1887-88 учебном году пришло около четырехсот учащихся.
Вернемся, однако, на угол
Тираспольской и Новосельского. В здании 2-й Мужской гимназии в годы ее
пребывания на указанном месте учился Христо Ботев. Осенью
1863 г. 15-летнему Болгарская община в Одессе при поддержке вице-консула России в Пловдиве Найдена Герова
предоставила Христо стипендию для обучения в гимназии. У мололдого болгарина
было рекомендательное письмо, подписанное Геровым и Николой Тошковым, богатым
купцос, уроженца Калофера, городка, в котором когда-родился наш герой.
В гимназии у Ботева был
статус «вольного слугателя», поскольку для того, чтобы быть «чистым»
гимназистом, у него было недостаточно знаний.
Надо признать, что Ботеву было трудно привыкнуть к строгому режиму, который сопровождал занятия в гимназии. Он постоянно жаловался на строгую дисциплину, введение которой включало в себя физические наказания, но при этом часто отсутствовал на занятиях, участвовал в разборках.
В 1864 году он покинул гимназический
пансион и стал жить самостоятельно на разных квартирах. Несмотря на настойчивые
письма отца и попытки Николы Тошкова повлиять на него, он пренебрегал школой,
поссорился с болгарской общиной. Все это привело к тому, что многие из его
соотечественников, которые жили в Одессе, старались ограничивать общение с
Христо.
Несмотря на нежелание
посещать гимназию, Христо был постоянным читателем библиотек города, в первую
очередь в Болгарской библиотеке Юрия Венелина, которая располагалась в доме
Тошкова. Он зачитывался произведениями многих авторов, в частности Чернышевского
и Тургенева. Познакомившись с Он с филологом Григоровичем, он стал помогать ему
с переводами на русский язык болгарских народных песен. По словам его
однокурсника Киро Тулешкова, работая летом 1864 года над своей поэмой «Моя
мать», он советовался со старшим товарищем.
В сентябре 1865 года
выяснилось, что Ботев не смог пройти третий класс гимназии и был исключен из-за
«нерадивости» м потерей стипендии. Несмотря на это, он остался в Одессе, зарабатывая
частными уроками и поддерживая тесные контакты с польской общиной города. При содействии Григоровича, который заведовал кафедрой
славянской филологии в новорожденном Императорском университете Одессы, Ботев стал
«вольным слушателем» этого историко-филологического факультета этого учебного
заведения.
Продолжение следует
Коментарі
Дописати коментар