Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора вторая)

(Окончание. Начало)

Итак, в 1889 году мост "Ландесмана-Коцебу" начали строить. Примечательно, что в том же году увидел свет знаменитая Эйфелева башня! А теперь, как говорят в Одесе: или они не брат и сестра (Башня и Мост).

Возведение моста над Канавой продолжалось до 1892 года. По тем временам это был очень незначительный срок.

Сразу после сдачи в эксплуатацию мост признали архитектурно-инженерным чудом. И как тут не вспомнить историю создания и восприятия обществом Эйфелевой башни, которая появилась … в год начала строительства моста в честь бравого генерала. 


Наступил сентябрь 1892 года…

Дело в том, что творение Гюстава Эйфеля также признали чудом инженерной мысли, хотя поначалу в нее метали свои стрелы все, кому не лень: от писателей до известных политиков. Постепенно к ней привыкли и она стала одним из символов Парижа.


Детали одесского сооружения были произведены на том же заводе, что и для французского символа. Это было Общество доменных печей, кузниц и сталелитейных заводов Помпэ.


Компоненты металлического каркаса, произведенные французскими мастерами, были доставлены наш город, а мост собрали уже на месте. Возведение объекта принесло ряд неудобств строительному отделению городской управы. Чиновникам пришлось преодолеть неустойчивость грунта. 

Мост получился так сказать синтетическим. Желая сэкономить средства, лестницы, ведущие в балку Деволановского спуска, балюстрады и парапеты были сделаны из бетона. Стоимость моста составила 70 тысяч рублей.

Торжественная сдача моста в эксплуатацию состоялась 2 сентября 1892 года - в день рождения города. Мост получился очень красивым. Имея в основе металл, он получился более изящным, чем, скажем, Сабанеев мост, выполненный из камня. 

На одной из сторон оградительной решетку был установлен герб Одессы, отлитый из чугуна. По утверждениям историков, герб пережил большое количество режимов и властей, поскольку был расположен смонтирован той части решетки, которая выходила в сторону моря. Это часть была практически вне поля зрения людей.

Парадоксально, но в период своего правления генерал Коцебу был против строительства моста в этом месте. Сооружение появилось в память о нем, его доблести и поступках, которые он совершил для города. В годы расцвета конно-трамвайного транспорта по мосту проложили одну из линий, что хорошо видно на старых открытках. Позднее в конке отпала необходимость, так как по соседним улицам и мостам пустили электрический трамвай.

Автор: Виталий Орлов

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

"Ремесла" дома на углу улиц Тираспольской и Кузнечной