“Отец” города-порта Ильичевск: что мы о нем знаем

В 1929 г. в Одесский морской техникум поступил Алексей Данченко. Ему было 25 лет - возраст, в котором люди оканчивают университет, а кто-то и диссертацию защищает. Однако такому факту есть объяснение. Годы детства и юности Данченко пришлись на войны и революции, а потом - на восстановление страны после разрухи.


А.Е. Данченко (на фото – слева)

Среди курсантов Алексей был едва ли не самым опытным и человеком, и моряком. Он успел принять участие в Гражданской войне, потом 10 лет трудился кочегаром. 

Получив морскую специальность, Алексей Евгеньевич вернулся на суда Черноморского пароходства, но уже квалифицированным моряком. С 1938 года до самого начала войны он работал на ответственных должностях в системе обеспечения портов одесского региона судами, был связан с вопросами торговли через южные ворота страны.

В дни Великой Отечественной войны моряка-менеджера назначили руководителем военными перевозками по морю. Ему довелось участвовать в ключевых боевых операциях на Черном море. Евгений Алексеевич был удостоен так называемого Южного банта – медалей за оборону нашего города, Севастополя и Кавказа. Такая честь выпала всего лишь девятистам из тысяч участников тех событий, которые во многом определили ход войны.

После полного освобождения нашего края от неприятеля, А.Е. Данченко занимал руководящие должности в портовой инфраструктуре Придунавья и черноморского бассейна.

С 1956 года и до самого выхода на пенсию (1972 г.) этот человек был начальником ЧМП. В его подчинении находились тысячи работников, от докеров до капитанов судов; десятки кораблей разного класса. Однако для Алексея Евгеньевича руководить означало еще и заботиться. Прежде всего, он заботился о престиже большой компании, которой командовал. Под его руководством ЧМП стало одним из лидеров судоходства всей планеты.

Когда принимаешь штурвал из рук людей, которые уже воздали – это одно. Когда создаешь что-то свое – это совсем другое дело. Этот фактор применим к нашему герою, по инициативе которого в конце 1957 г. началось строительство нового грузового района Одесского порта. Работами руководил сам А.Е. Данченко.

Время показало, что инициатива капитана не была напрасной. Из обычного филиала возле Сухого лимана вырос целый город со своим торговым портом. Данченко прилагал усилия по повышению престижа Ильичевска (с 2016 года – Черноморска) и его порта, для чего перевел туда управление международных линий пароходства, которым руководил.

За те годы, что капитан Данченко руководил ЧМП, порт на Сухом лимане получил быстрое развитие. С первых дней его существования здесь неуклонно росли производительность труда и качество производимых работ. Во всем работах осуществлялся научный подход. Все это, безусловно, привело к росту благосостоянию населения. В Ильичевск-Черноморск стремились попасть выпускники одесских вузов: юристы и инженеры морского флота, учителя и врачи. В городе рос жилой фонд и квартиру тут можно было получить быстрее, чем в Одессе. Со временем было налажено не только автобусное, но и железнодорожное сообщение с городом-спутником (такое взаимный статус получили Ильичевск и областной центр).

Порт стремительно рос. Неуклонно увеличивались протяженность портовых причалов, количество и качество мастерских, где проходили ремонт и обслуживание суда. Эти суда знали в десятках стран мира.

Жители города постоянно наблюдали за тем, как вступали в строй новый цеха Судоремонтного завода, который вырос также, как и порт, на пустом месте, среди степей.

В память об Алексее Евгеньевиче Данченко, создателе Черноморска, в городе есть бюст в его честь.

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)