Семья Нюренберг: художник, музыканты, филологи

Однажды просматривая детектив, действие которого происходит в Одессе, я отметил для себя упоминание о художнике, ранее мне не известном. Это был Амшей Нюренберг, который прожил прожил долгую и плодотворную жизнь. Более десяти лет  Амшей Маркович посвятил Одессе: ее живописи, развитию выставочной индустрии, даже был на должности народного комиссара искусств. Однако в этом материале речь пойдет о потомках неоднозначного творца.

Амшей Нюренберг с женой. 1950 год (из смейного архива)

В 1911 году Амшей окончил Одесскую рисовальную школу его ведущим преподавателем был сам Кириак Костанди. После этого он повышал квалификацию в Париже, который, как и Франция, был законодателем мод в живописи.
В 1915 году художник вернулся в Одессу, где женился на Полине Мамичевой (1894-1978), которая происходила из старообрядческой купеческой семьи. В отличие от многих браков, которые заключаются в мире искусств и литературы, союз Амшея и Полины оказался прочным. Работая в одних проектах, воспитывая дочь Нину, они прожили вместе долгих 63 года.
Например, в 1921-1922 годах их командировали в экспедицию, целью которой стала реставрация историко-культурных памятников Узбекистана. В 1941 году они снова попали в эту республику: на этот раз - в эвакуацию, где Полина разделила всю тяжесть военного времени с мужем. Надо было также заботиться о дочери - студентке Ленинградской консерватории по классу вокала. (В 1941-1943 годах консерватория работала в Узбекистане). 

На фото 1946 года из семейного архива: жена и дочь Амшея Нюренберга

В эвакуации художники Нюренберги работали с удвоенной энергией. Эта деятельность получила отражение в повести писателя Юрия Трифонова “Другая жизнь”, увидевшей свет намного позднее пребывания писателя с художником в Узбекистане. В произведении Трифонова вместо Ташкента выведен уральский городок, а его зять Амшей Нюренберг представлен в образе Георгия Максимовича, которого узнавали читатели, знакомые с прототипом. https://news-of-odessa.blogspot.com/2023/11/blog-post_25.html

Материал по теме: Вадим Лазурский: воин, мультипликатор и ... автор шрифта

Живя в Узбекистане, известный художник Нюренберг и выпускник школы, 17-летний Юра Трифонова никогда не сталкивались, хотя их объединяло единое желание - дождаться возможности и поскорее вернуться в Москву. Семь лет спустя состоялось их знакомство, обусловленное свадьбой Юрия и дочери Амшея Марковича Нины.

Для оперной певицы Нины Нелиной (под такой фамилией ее знали поклонники) это был второй брак, а ее избранник был на два года моложе. 

Ее творческая биография началась в 1943 году в Московском театре оперетты. В 1945 году она приняла от Киевского театра оперы и балета им. Шевченко приглашение исполнить на партию Виолетты в опере “Травиата” украинском языке.

В довольно короткой биографии певицы, обладающей прекрасным колоратурным сопрано, был один любопытный эпизод. В 1955 году в составе бригады работников искусств, куда вошли знаменитая актриса Рина Зеленая и конферансье Борис Брунов, она приняла участие в нескольких десятках концертов для полярников, работавших в Арктике, в том числе на научной станции “Северный полюс-1”, за что получила звание “Почетного полярника”. К сожалению, жизнь Нины Нелиной оборвалась очень рано.

В 1951 году у Амшея Нюренберга родилась внучка Ольга - дочь Нины и Юрия Трифонова. Она окончила английское отделение филфака Московского университета имени М.В. Ломоносова, после чего стала сотрудницей в издательства "Прогресс", а также в Института мировой литературы. Там, после защиты диссертации "Новеллистика Уильяма Фолкнера", она стала кандидатом наук.

В середине 1970-х годов Ольга вышла замуж за ученого Андраника Тангияна. У них родилось трое детей, из которых традиции музыки, литературы, пения продолжает их средняя дочь Нина, ставшая, как и прадед, живописцем. Со своим мужем Торстеном Рёмером она занимается живописью и организацией мероприятий, посвященных этому виду искусства. В Европе хорошо известен творческий дуэт “Рёмер + Рёмер”.


Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)