Одесские участники знаменитой Парижской выставки 1926 года (окончание)

(Окончание. Начало здесь
Соорганизатором Салона проекта выступил музей Галльера, который незадолго до этого начал заниматься созданием и показом экспозиций, посвященных эволюции моды. В 1926 году этот музей гостеприимно встретил в своих стенах “Salon du franc” участниками которого стали около 150 мастеров живописи и скульптуры из 36 стран. Парижане смогли посмотреть образцы европейского искусства с 22 по 31 октября.

Среди участников был Давид Видгофф, известный французский художник родом из Одессы. В тот год в жизни мэтра произошло знаковое для него событие - его наградили орденом Почетного легиона Франции, в которой обосновался в последнем десятилетии 19-го века. А в конце 1926 года он стал участником “Salon du Franc”.

Работая во Франции, своего рода законодательницей мод в живописи той эпохи, он сотрудничал с разными изданиями, готовя для них свои репортерские зарисовки и карикатуры. В числе его партнеров был русскоязычный журнал “Огонек”. В его арсенале есть иллюстративное оформление романа «Братья Карамазовы», а также серия рисунков на театральную и цирковую тематику. 

В 1910-х годах он писал пейзажи, натюрморты и декоративные панно; выставлялся в парижских салонах. В конце своей жизни он создавал эскизы для фабрик гобеленов в Париже и Бове.

В 1920 годах с успехом прошли его персональные выставки в парижских галереях «Блот», «Бернхейм», «Вейль», некоторых других.

Много лет Давид Видгофф коллекционировал произведения французского народного искусства, для показа которых после смерти мастера был организован специальный показ в Париже.

* * *

Интересна судьба еще одного участника Салона Самуила Грановского, выпускника Одесского художественного училище, в которое поступил в 1901 году. Осенью 1904 22-летнего художника призвали на воинскую службу в связи с Русско-Японской войной.

Однако в училище Самуил не вернулся, но уехал за границу: сначала в Мюнхен, где продолжил обучение, а с 1909 года устроился в Париже. В столице Франции он позировал другим художникам в академии Гранд Шомьер, куда его взяли за яркую внешность, работал статистом при съемках фильмов, и даже попробовал себя на месте уборщика в одном из кафе на Монмартре. Не оставлял Самуил и ремесло, ради которого приехал в Европу. Он писал уличные сцены, создавал абстрактные скульптуры, участвовал в престижных салонах. 

С началом Первой мировой войны вернулся в Одессу, где сотрудничал с Обществом независимых художников, участвовал в его выставках. С 1920 жил в Париже, участвуя в работе Союза русских художников в этой стране.
Когда в 1940 году в Париж пришли фашисты, мастер не пожелал покидать город, давший ему приют и вдохновение. В середине июля 1942 года его арестовали и угнали в лагерь Дранси, а откуда через неделю попал в польский Освенцим, где был убит нацистами.

В послевоенные годы личность и деятельность Самуила Соломоновича не утратили интерес. Созданный им портрет Владимир Маяковского появился в 1947 году во франкоязычном издания «Облака в штанах». C 1955 года его работы выставлялись на многих выставках художников и скульпторов, посвященных творцам еврейского происхождения. Особое внимание в этом смысле заслуживает в интересная выставка «Одесские парижане», которая состоялась в г. Рамат-Ган (Израиль) в 2006 году.

К сожалению, сегодня сложно определить, какие работы были представлены одесскими художниками на знаменитом Салоне, однако, мы можем отметить то, что мастерство, талант представителей искусства, начавших свой путь в Одессе, сотню лет назад был отмечен на самом высоком уровне.



Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)