Что делал в Северном Причерноморье архитектор Мельников ? (фрагмент-2)
(Продолжение. Начало)
Пока шло строительство лестницы, соединившей потом Николаевский бульвар с улицей Приморской, А. Мельникова пригласили заняться еще одним проектом. На этот раз предстояло строить храм на территории, которую осваивали болгары.
В 1820 году в с. Табаки, ставшем позднее Болградом, было заложено начало Спасо-Преображенскому собору. 12 мая управляющий болгарскими поселениями Сергей Малевинский, кстати, сам военный инженер и автор первого генерального плана Болграда, зачитал указ императора Николая І о даровании им колонистских привилегий. Позднее важный документ был передан на хранение в алтарь церкви.
На торжественной церемонии присутствовали старшины колоний и депутаты, жители села. Они же приняли решение поставить великолепный собор вместо скромной церквушки.
Автором величественного Спасо-Преображенского храма 50-метровой высоты (годы строительства 1833-1838) стал академик Мельников. Для наблюдения за строительством собора была создана специальная комиссия, в состав которой был избран и 17-летний Дмитрий Кириллов Минков, сын болгарского переселенца из Калофера, известного кишиневского купца Калчо Димитриева Минкова.
Появлению собора в Болграде предшествовала довольно занятная история, связанная с созданием Исаакиевского собора в Петербурге. Тот собор проектировал и строил француз Огюст Монферран. Уже в самом начале строительства Исаакиевского собора как в самом проекте, так и в ходе ведения работ, были обнаружены значительные недостатки.
В 1822 г. было принято решение пересмотреть проект. С этой целью созвали лучших строителей, и архитекторов России, среди которых был знакомый нам Авраам Мельников.
По замыслу комиссии, каждый специалист должен был предоставить свой проект собора с устраненными ошибками, но сохраненным художественным замыслом. Проект Мельникова оказался лучшими, а потом был использован уже в Бессарабии.
По мнению специалистов, собор города Болграда служит примером своеобразной полемики с творением архитектора Монферрана. Крестообразный купол в Болграде пришел на смену кубическому объему Исаакия и не возвышается над сооружением, а гармонически завершает его. Претенциозную колоннаду купола в проекте француза Мельников заменил коринфскими пилястрами, которые не препятствуют проникновению света в собор. Поэтому болградскому храму не требуется завершающи купол в световом фонаре. Переход от купола к подножью колоны отмечен легкой металлической балюстрадой, подобно балюстраде идущей вдоль цоколя по портикам собора.
После завершения постройки император Николай I даровал собору 12 колоколов разного звучания. Во время праздников они звучали так, что были слышны не только во всем Болграде, но и в окрестных селах.
По отзывам жителей Болграда, собор стал символом величия христианства, живой и горячей веры в закон Божий.
Коментарі
Дописати коментар