Одесская "Январка": от рождения до упадка

Середина в Одессе 19-го века была отмечена появлением на ее окраине мастерских по ремонту подвижного состава поездов. Эта сфера экономической деятельности стала новой не только для города, но и для всего Северного Причерноморья. Ведь железнодорожный транспорт только набирал сил.


Коллектив “Январки”, как называли в городе завод, постоянно занимал свое место в первых рядах промышленной Одессы. Свои позиции они не покинули в дни обороны города от фашистов в летне-осенней кампании 1941 года. Именно из цехов “Январки” вышли несколько десятков самодельных танков. Обычные трактора, закованные в прочную броню, вызывали страх у врага и серьезно били его. Стальную “одежду” краностроителям поставляли судоремонтники завода имени А. Марти. Часть мощностей предприятия была переориентирована на выпуск минометов, противотанковых рельсовых препятствий, названных в народе “ежами”, и другой оборонной продукции. 

В ту горячую пору заводом руководил 32-летний инженер Александр Николаевич Ликутин, пришедший на эту должность за полтора месяца до начала войны - в середине мая 1941 года. 

Несмотря на довольно молодой возраст, этот инициативный инженер-хозяйственник смог в самые короткие сроки освоить производство и управление заводом. В дни обороны города он организовал и добился максимально оперативного выполнения заказов Одесского оборонительного района. 

Учитывая вклад завода в оборону города, командование ООР наградило А.Н. Ликутина ценным подарком. Его даже представили к высшей награде СССР, но чиновники в Москве значительно снизили оценку вклада завода и его руководителя. В итоге Александр Николаевич был награжден орденом Красной Звезды.

В освобожденной от фашистов Одессе завод одним из первых приступил к выпуску своей продукции: самоходных кранов грузоподъемностью до пятидесяти тонн. Конструкторы и технологи предприятия произвели модернизацию конструкции железнодорожного крана грузоподъемностью в 25 тонн, значительно снизив его вес.

Продукция тех лет выставлялась на международных форумах в Измире, Дамаске, Вене, Пекине, других городах.

В дальнейшем завод не прекращал наращивать темпы производства. Его лучшие работники получали разные поощрения от города и государства, а токарь В.И. Чербаев стал Почетным гражданином Одессы.

В 1980-е годы завод изменил свое название на “Краян”. К сожалению, волны приватизации и небрежного отношения к промышленности города коснулись старейшего предприятия Одессы. Со временем завод перестал работать, а потом и вовсе исчез с индустриальной карты города. 



 

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

Мост Коцебу: младший брат Эйфелевой башни (опора первая)