Карло Боссоли: швейцарец, рисовавший Одессу

Помимо незаурядного таланта человека творческого этот одессит на протяжении своей жизни завоевывал дружбу, признание и расположение всемогущих особ. 


А начиналось все в 1820 году в Одессе, куда их небольшого швейцарского городка Давеско приехала семья Боссоли, в том числе пятилетний мальчик Карло. Его отец хотел найти в развивающемся городе работу резчика по камню.  

Когда мальчику исполнилось 11 лет, он пошел работать в книжный магазин, в котором состоялись его первые рисунки. В свободное от работы время он копировал для продажи антикварные эстампы.

В 1828 году Боссоли – уже подручный у театрального художника Р. Наниньи. Это был ученик знаменитого на тот момент мастера-декоратора А. Сангирико, создавшего более трехсот декораций для ряда театров Италии, в том числе для миланской Ла Скалы. Именно у Р. Наниньи Карло научился соблюдать строгие правила воспроизведения перспективы.

Свое искусство художник направил на создание панорамных видов Одессы, благодаря которым получил популярность. Свои зарисовки он называл «оптическим взглядом» на город и стремился сделать максимально информативным каждый свой сюжет. После продажи первых четырех работ в 1833 г. К. Боссоли стал постоянно писать детальные городские пейзажи. Его все интересовало. До нас дошли его многочисленные работы, благодаря которым есть возможность собственными глазами увидеть какими были 180 лет назад мосты Сабанеев и Новикова — первые сооружения, объединившие разные «берега» Одессы. На его литографиях изображен городской театр, колоннада и даже тюремный замок на Люстдорфской дороге.

Талант молодого молодого художника быстро оказался в центре внимания почитателей живописи города. В 1836 г. он освоил технику литографии и, наконец, познакомился с генерал-губернатором М. Воронцовым, который заказывал копии картин, выполненных красками, и литографии по ним.

В 1839 году настал черед Елизаветы Воронцовой, жены генерал-губернатора. Она предложила художнику сопровождать ее во время ее поездки по Италии. Для К. Боссоли это было, кроме признания его таланта, еще и хорошей возможностью познакомиться с итальянским искусством - ведь он был итальянцем, который никогда не был на родине предков. Основными городами, где творил художник, стали Рим и Неаполь. 

В 1841 г. княгиня Воронцова возвращается из путешествия и затем направляется в Крым, приглашая с собой итальянца. На полуострове Боссоли путешествует по побережью, от Севастополя до Керчи; посещает разные города, в каждом из них создавая свои картины.

В 1843 году, к сожалению, он покинул наши края и отправился в Италию. Он поселился с матерью-вдовой в Милане, где открыл мастерскую. В 1848 году, увидев, что мать его переехала в Лугано, он тоже переехал туда на короткое время; в 1849 году его матери не стало.

В 1853 году оказался в Турине, а в следующем году увидел свет альбом его картин «Вид из Крыма» в лондонском издательстве «День».

Последующая жизнь художника связана с разными направлениями живописи. По заказу правителей Италии он увековечил в сорока литографиях события франко-пьемонтской войны. Принц Евгений Савойский заказал мастеру известные 105 картин, посвященных войнам 1859, 1860 и 1861 годов, которые сегодня можно увидеть в музеях Турина.

Художник скончался 1 августа 1884 года от сердечного приступа в Турине. Его имя носит одна из улиц города.

Автор: Виталий Орлов

Коментарі

Популярні дописи з цього блогу

Моряк, военный летчик и болгаский писатель, или что объединяет углы одесского перекрестка (продолжение)

Одесский педагогический музей

"Ремесла" дома на углу улиц Тираспольской и Кузнечной